Опубликованный Приказ Генеральной прокуратуры от 24.11.2023 интересен и требует чтения «между строк».
В целом, Приказ и его положения как всегда направлены на усиление прокурорского надзора. Теперь прокуратура и следственный отдел будут пристальнее следить за исполнением законов, правовых актов в налоговой сфере, за соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в части предоставления мер поддержки.
Приказ уделяет особое внимание «обеспечению законности при расследовании уголовных дел и рассмотрении материалов о противоправных деяниях в налоговой сфере, работе по противодействию регистрации коммерческих организаций, создаваемых без цели ведения предпринимательской деятельности.»
При исследовании Приказа, некоторые его пункты (в частности, Пункт 2.4). внушают оптимизм. В частности, Прокуратура требует «Пресекать факты дублирования контрольных мероприятий и оказания административного давления на хозяйствующие субъекты, необоснованного вмешательства в их экономическую деятельность и незаконного применения мер принуждения и ответственности.».
И правда, неоднократно отмечено, что Налоговый орган выходит за рамки полномочий: неправомерно истребует документы, во время проверок не выполняет в полной мере все возложенные обязательства. Судебная практика указывает на аналогичные нарушения должностных инструкций.
И в целом, Приказ направлен на поддержку и запрет Налоговых органов превышения полномочий.
Однако, как мы понимаем, все не так просто.
Пункты 2.9 и 2.10 не двусмысленно указывают на активное участие следственных органов и прокуратуры в наступающем 2024 году.
Пункт 2.9. Приказа имеет важную оговорку о том, что поводом для возбуждения уголовных дел по статьям 198 – 199.2 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке части 3 статьи 32 НК РФ.
При оценке достаточности оснований для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности, а также полученные в ходе доследственных мероприятий объективные данные, указывающие на признаки преступления (либо их отсутствие).
Пункт 2.10. Приказа указывает, что при выявлении фактов привлечения фирм-однодневок к выводу и хищению денежных средств, выделенных на реализацию государственного оборонного заказа и мероприятий федеральных целевых программ, а также их легализации (отмывания) в обязательном порядке давать им уголовно-правовую оценку, в том числе направлять в органы предварительного расследования материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступлений, предусмотренных статьями 159, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 187, 201.1, 285.4 УК РФ и другими, контролировать законность принятых процессуальных решений.
Таким образом, выходит, что налоговые органы совместно с прокуратурой нацелены не только на выявление налоговых правонарушений, но и будут активно участвовать в совместной работе.
Какие же новые уголовные риски для бизнеса, т.к. большая часть налоговых проверок проходит в основном в отношении компаний?
Конечно, самая «универсальная», самая распространенная статья – ст. 159 УК РФ. Она понятна и ее возможно увидеть в действиях практически любого налогоплательщика.
И в этом видится перспектива потенциального увеличения числа материалов, поступивших от налоговых органов о предполагаемых признаках нарушения законодательства. Учитывая, что Налоговый орган не всегда проводит всестороннюю проверку всех обстоятельств дела, для возбуждения уголовных дел в порядке межведомственного взаимодействия на основании ст. 82 НК РФ не будет нужно много причин.
А вот ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 187, 201.1 и 285.4 УК РФ на столь известны и не так распространены. Вероятно, этот приказ может стать причиной более активного применения.
Также не стоит забывать про ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов.). Любая налоговая проверка может обернутся возбуждением дела по данной статье.
На сегодняшний день, самыми «яркими» проявлениями взаимодействия Прокуратуры и Налогового органа возможно вспомнить дела блогеров ( Валерии Чекалиной (Ленчек) и ее мужа Артема Чекалина, Елены Блиновской ).
Возникают резонные и логичные вопросы, на которые сможет ответить только время и судебная практика: а какой объем проверенных налогоплательщиков, действительно будет нарушителями закона и как хорошо будет проводится проверка всех выявленных обстоятельств дела?
*Согласно данным размещенным в открытых источниках.
Генеральная прокуратура РФ. Приказ №736
Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents/normative-act?item=91161069.