Комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.

30.12.2022 г. Федеральная налоговая служба направила согласованный с СК России (от 28.11.2022 N 42-12-2022) и МВД России (от 29.12.2022 N 7/19-25511) Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения (N СД-4-18/17916@), в котором изложен комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.

С целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности должника, в том числе:

– анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов;

– поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;

– получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) оффшорных компаний;

– направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

– анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.

Наиболее эффективные мероприятия.

При формировании доказательственной базы, направленной на установление наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов, налоговые и правоохранительные органы проводят комплекс мероприятий, из которых наиболее действенными являются:

1) допросы, зафиксированные в протоколах свидетельских показаний (ст. 90 НК РФ, ст. 79 УПК РФ);

2) допрос потерпевшего (ст. 78 УПК РФ);

3) осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (ст. 92 НК РФ, ст.ст. 176182 УПК РФ);

4) истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц – участников сделки, по результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика (ст. ст. 9393.1 НК РФ, ст. 183 УПК РФ);

5) проведение экспертизы документов (ст. 95 НК РФ, ст. 80 УПК РФ);

6) обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки (ст.ст. 182183 УПК РФ; ст. 94 НК РФ);

7) осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации (ст. 176 УПК РФ);

8) контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).

Также проводятся мероприятия в соответствии с иными нормативными правовыми актами (Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма” от 07.08.2001 N 115-ФЗ).

В большинстве случаев уголовные дела сразу возбуждались в отношении бенефициарных владельцев налогоплательщиков на основании материалов, собранных органами, осуществляющими налоговый контроль и оперативно-розыскную деятельность, и уже содержащих сведения, указывающие на причастность указанных лиц к совершению налоговых преступлений.

Бенефициарами являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы, т.е. аффилированные и зависимые лица.

Об аффилированности и зависимости налогоплательщика (должника) могут свидетельствовать также наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний), привлечение персонала, средств производства последней, ведение бухгалтерского учета теми же лицами, что и в основной организации, общий юридический, фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения, использование наименования основной организации, системы скидок, привилегий и т.д., неизменных при смене собственников и директоров зависимого общества, расходование денежных средств последнего на нужды основной организации и лично бенефициара.