Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка является углубленной формой контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82п. 2 ст. 87 НК РФ). Её проведение предполагает изучение, анализ, сопоставление и оценку документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Такая проверка согласно ст. 89 НК РФ ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Как правило, именно в рамках выездной налоговой проверки выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О).

Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок (см. письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).

В частности, приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе. На основании проведенного в соответствии с Концепцией всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок (с разбивкой по кварталам). План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией. Налоговое законодательство не предусматривает возможность ознакомления налогоплательщиков и третьих лиц с планом проведения выездных налоговых проверок налоговое законодательство не предусматривает.

Выбор налогоплательщиков для проведения таких проверок по согласованию с органами прокуратуры нормами НК РФ также не предусмотрены (письма Минфина России от 21.08.2018 N 03-02-08/59311от 27.01.2017 N 03-11-10/4186).

Требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе о размещении планов проверок на своих ведомственных официальных сайтах, не действуют при осуществлении налогового контроля (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62).

Не действовал и запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса в 2016 – 2018 г.г. и в 2019 – 2020 г.г., установленный ст.ст. 26.1 и 26.2 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Полномочия налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст. 8989.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@.

Проводится выездная налоговая проверка на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Периодичность, сроки и глубина проведения выездных налоговых проверок ограничены положениями ст.ст. 8989.1, 89.2 НК РФ. По общему правилу, одни и те же налоги за один и тот же период могут быть проверены в рамках выездной налоговой проверки один раз.

В то же время налоговым органам предоставлена возможность проведения повторных выездных налоговых проверок. Условия назначения повторной выездной налоговой проверки установлены в п. 10 ст. 89 НК РФ. Также независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки налоговые органы вправе провести выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (см. письма ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

Вместе с тем, доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (а в отдельных случаях при проведении камеральных проверок налоговой декларации по НДС – при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего такую проверку, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем). Кроме того, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки (а не его вручения) и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89п. 1 ст. 91 НК РФ).

Следует также учитывать, что нормы НК РФ не предусматривают возможность отвода налогоплательщиком ни должностных лиц, входящих в группу проверяющих, ни должностных лиц, рассматривающих материалы проверки и выносящих решение. Такой подход законодателя свидетельствует о том, что НК РФ установлена административная процедура, которая не предусматривает влияния налогоплательщика на состав лиц, проводящих проверку и принимающих решение по ее результатам (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 N Ф02-94/17).

Минимизировать риски доначислений налогов и пеней при этом можно обратившись к специалистам «Налоговый Советник». Если знать о своих правах при проведении проверочных мероприятий и современных возможностях, проверяющих можно избежать большого количества ошибок и свести к минимуму риски неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде нежелательных доначислений и привлечения к налоговой ответственности.

Мы осуществляем налоговую, бухгалтерскую, юридическую, кадровую помощь, необходимую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (физическим лицам) на территории г. Тюмени и Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Свердловской , Московской области,  а также в других регионах России.

Самое лучшее время – сегодня!  Звони 513-613.